Саммари на книгу «Найти идею» Генриха Альтшуллера

Начал читать книгу Генриха Альтшуллера «Найти идею. Введение в ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач». Это вторая моя попытка. Для того, чтобы материал оставался в голове немного дольше, решил конспектировать прочитанное.

Понеслась.

Идеальный объект

Это такой объект, которого не существует, но функция его выполняется.

Альтшуллер приводит пример космических аппаратов «Венера», которые выполнены в форме шара. Для этого шара очень важно положение в пространстве. То есть, он не должен лететь головой вниз или головой вправо. Кроме того, он напичкан приборами, которые смонтированы так, что вся внутренняя часть шара забита «под завязку». У шара есть центрующий груз, который обеспечивает правильное положение аппарата в пространстве. Правильное положение шара в пространстве — основная и единственная функция груза. Но если вместо груза поставить другой полезный и тяжелый прибор, то функция груза перейдет на этот прибор. Вот и получается идеальный объект. Груза уже нет, но функция его выполняется.

Другой пример: вращающийся диск, подключенный к мотору ременной передачей. Ременная передача очень ненадежна, постоянно проскальзывает. А полезная функция у всей этой системы — вращение. Если насадить диск прямо на ось мотора, функция продолжит существовать, но ненадежный ремень исчезнет. Это тоже идеальный объект.

Метод проб и ошибок

Для решения технических задач во все времена использовался метод проб и ошибок. Термин ввел какой-то ученый в начале или середине 20 века, но кто его знает, сколько лет, или даже веков метод использовался до этого. Суть метода проста:

  1. делаем предположение о том, как решить техническую проблему
  2. реализуем прототип решения
  3. проверяем, решается ли проблема
  4. нет — выкидываем прототип и потраченные ресурсы на свалку истории

Этот метод известен каждому — тупой перебор вариантов. Но, накопленный до этого опыт позволяет отбрасывать заведомо провальные варианты. Причем, опыт может быть и чужим. Например, можно обратиться за консультацией к эксперту, который предостережет и отговорит использовать провальные предположения, тем самым будут сэкономлены ресурсы. Кроме того, многие эксперименты можно провести мысленно. А в наше время еще и смоделировать с помощью компьютера.

Все прекрасно, но подобный подход уничтожает важную составляющую — случайные открытия. Эксперимент ведется мысленно, а мысленно зайти на несвязанную с проблемой область практически невозможно. Я полагаю, что 95% технических прорывов были сделаны именно благодаря случайным открытиям.

Еще один важный аспект, который убивается традиционным методом проб и ошибок — отсечение диких вариантов решения. Эти варианты явно противоречат здравому смыслу и предыдущему опыту. Альтшуллер приводит пример решения задачи для металлургии. При выплавке чугуна возникает попутный продукт — жидкий шлак. Именно в жидком виде с ним можно что-либо сделать. А тратить ресурсы на его расплавку из твердого состояния экономически не выгодно. Поэтому сразу же после выплавки чугуна, после того, как чугун уже вылит из ковша, но в нем остался жидкий шлак, ковш везут по рельсам в шлаковый цех. Но пока его довезут, пробьют застывшую корку и сольют, потеряется около 40% этого шлака. Что делать?

Решение и от профессиональных металлургов, и от дилетантов в металлургии сводилось к классическим и логичным вариантам. А правильное решение заключалось в том, чтобы залить в шлак холодную воду, или лед, или снег. Не правда ли, абсолютно аморальное, дикое решение? Но самое эффективное. Традиционный подход глушит такие решения на самом старте.

Морфологический метод

Метод составления матриц решений. Например, на одной оси матрицы располагаются стихийные состояние решения: огненный, водный, воздушный, земляной, плазменный. На другой, например, возможная форма транспортного средства: автобус, седан, хэтчбэк, кроссовер, пикап, кабриолет. Итого, если отрисовать матрицу, получится 5×6=30 возможных сочетаний. Разумеется, количество осей может быть гораздо больше. Получится куб, гиперкуб и т.д. Тогда кол-во возможных комбинаций начинает увеличиваться экспоненциально.

Последующий перебор комбинаций из этой матрицы возможно и содержит правильное и сильное решение поставленной задачи. Но затраты на поиск этого единственного варианта могут занять весьма существенное время.

Мозговой штурм

Как это не удивительно, но мозговой штурм использует тот же самый подход. Хотя многие его считают методом для «истинных креативщиков». Основная «изюминка» метода, которая заставляет его работать заключается в четком разделении процесса на две фазы: фазу генерации и фазу отбора. Во время генерации строго запрещен какой-либо анализ и критика. После фазы генерации весь список идей, среди которых могут быть и бредни, и крайне неадекватные дикости, отдается группе экспертов. Тогда-то эксперты и проводят окончательный анализ, критику и финальный отбор. То есть, креативщики создают набор идей, а-ля морфологическая таблица, а эксперты берут на себя пробы и ошибки.

Но, как утверждает Альтшуллер, ему доводилось проводить тренировочные сессии мозгового штурма, для которых и задача, и правильное решение были известны заранее. Для него, как для ведущего, решение известно. Для группы, разумеется — нет. На этих сессиях ему довелось видеть процесс, так сказать, «с высоты» и было четко видно в какие моменты группа нащупывает правильное направление, и как быстро с этого направления её уводит в абсолютно другую сторону свежесгенерированное решение.

Фрейд и подсознание

Основой для возникновения метода мозгового штурма лежит фрейдистская психологическая теория. Согласно этой теории можно представить сознание неким очень тонким поверхностным слоем психики — скорлупой. А вот внутренняя часть — это подсознание. Только подсознание правильнее представлять некой бесконечностью, бездной. Чтобы понимать, что объемы сознания и подсознания различаются в секстильоны миллиардов тыщ раз.

Сознание контроллируется всеми правилами и нормами общества, законами, запретами. Поэтому продукт сознания обычно банален. А все, что мы считаем оригинальным и чем-то новым — родом из подсознания. Во время мозгового штурма чужие идеи, за которые цепляется каждый креативщик, раскачивают скорлупу сознания и в определенный момент ее прорывает. Через возникшую трещину в наш мир прорывается гениальная идея из бездны подсознания.

Синектика

Следующим витком развития метода мозгового штурма стала Синектика. Ее основная идея заключается в том, что группы креативщиков подбираются на протяжении длительного времени, состав групп не меняется. Участники групп привыкают друг к другу, перестают стесняться и избыточно фильтровать свои идеи. Поэтому не требуется дополнительного времени на раскачку, генерация начинается почти сразу же после начала сессии. Второй особенностью является подстегивание процесса генерации использованием аналогий, метафор, примеров из смежных или похожих областей.

Но, фактически, аналогии позволяют всего лишь перетасовывать карточки или оси морфологической матрицы. Расширить границы возможных сочетаний не возможно. Поэтому, синектика — венец морфологического подхода.

ПКД и ПКП

Есть два важных ТБС (трех-буквенных сокращения) для ТРИЗ: ПКД и ПКП. ПКД — проблема, как дана. ПКП — проблема, как понята. Не буду объяснять факт того, что привычный нам способ передачи информации не идеален. Мозг трактует полученную с помощью ушей или глаз информацию основываясь на своем прошлом опыте. Поэтому то, что постановщик обозначил задачей (ПКД) может и получит несколько вариантов трактовки (ПКП). Один понял так, другой дал акцент в понимании на другую часть постановки задачи, третий прослушал вступление и додумал все сам. Сколько людей, столько и мнений.

Японский подход

Самым ярким примером использования мозгового штурма и морфологического метода вообще можно считать Японию. Во время расцвета их экономической мощи креативность возводилась в разряд культуры. Креативить обязаны были все, от курьера до совета директоров. Особо поощрялись «дикие» сотрудники, у которых напрочь отсутствовали внутренние фильтры. Из таких формировались целые отделы, лаборатории и даже отдельные корпорации.

Особо забавна история, когда президент одной корпорации дал разрешение директору на протяжении двух лет не ходить на работу и тратить деньги в любых количествах. Президент надеялся на то, что отсутствие жестких рамок заставит расслабленного директора выдавать гениальные идеи как из пулемета. Но за 2 года директор не принес ни одной идеи, постоянно ссылаясь на шумиху, которая образовалась вокруг этой истории, на постоянные отвлечения на газетчиков и репортеров. Итог истории: 13 миллионов йен на расходы. Но судьба сыграла небывалую маркетингово-рекламную шутку, благодаря шумихе медийные прибыли принесли целых 5 миллиардов йен.

Действие осуществляется само собой

Тщательный анализ всех успешных историй с использованием мозгового штурма показал, что есть совершенно четкие закономерности, четкий вектор развития. Его можно выразить в одной единственной фразе, в постулате ТРИЗ:

Действие выполняется само собой

Идея логично вытекает из определения идеального объекта.

Site Footer